Исторические сведения о храме Вознесения Господня г. Осташков
(материал взят с https://vk.com/@ostashkov_historical_society-znamenskaya-cerkov)
Знаменская церковь
Монастырь получил начало в 1673 году. При основании его, Осташков был только ещё значительной слободой, населённой патриаршими крестьянами и Иосифа Волоколамского монастыря. Всё население Осташкова теснилось тогда на северной оконечности занимаемого им полуострова, — там, где теперь стоит Троицкий собор и Воскресенская церковь. При слободе была деревянная крепость, почему Осташков обыкновенно назывался городом и состоял под главным управлением воеводы. От слободы Осташкова, на юг, вдоль восточного берега озера Селигер, до места, где стоит монастырь, в 1645 году тянулись огородные места патриарших крестьян, а на самом месте, где стоит теперь монастырь, была пустошная земля Иосифова Волоколамского монастыря, на которой в конце XVI столетия стояла особая слобода, по положению её позади большой слободы, называвшаяся задней. В ней жили крестьяне Иосифова монастыря лодочники, занимавшиеся изготовлением стругов, или лодок, от чего эта слободка называлась ещё струговищем.
Так как эти лодочники после литовского разорения переселились на другое место, то место, брошенное ими и занятое потом монастырём, стало называться в народе Старым Струговищем. С таким названием оно оставалось и до времени основания монастыря. У западной стороны упомянутых огородных мест и пустошной земли пролегала большая Московская дорога. В нескольких саженях от этой дороги, на юг, начиналась пустошка, принадлежащая графу Лыкову, перешедшая потом во владение Пафнутьева Боровского монастыря, по имени Трестянка, на которой в 1676 году возникла слободка с тем же именем. Когда по Осташкову в 1620 году составлялись дозорные книги, то при внесении в книги переписи земельных участков Осташковских жителей, занесён был в них и какой-то крест, стоявший близ упомянутой пустошной земли. Так как земля эта была совершенно свободная и от пашни и от построек, то со временем отведено было здесь место для погребения странных и убогих, от чего это место, кроме названия Старого Струговища, стало называться ещё и убогим. Перед основанием монастыря появляется здесь деревянная часовня, называвшаяся убогим домом или дальней часовней, т.к. она находилась от Осташкова почти в полуверсте.
Ещё с первой половины XVII столетия в Осташкове стал заметно выделяться небольшой круг любительниц иноческой жизни: тут были и Осташковские уроженки и переселенки из уезда. До 1673 года они не имели ни монастыря, ни настоятельницы; жили близ Осташковских приходских церквей и питались доброхотным подаянием боголюбивых жителей Осташкова и его уезда, занимались рукоделием. Всё отличие их от мирянок состояло в монашеской одежде, которую они принимали с пострижением, в неупотреблении мясной пищи и в безбрачной жизни. Число их в начале было очень небольшое: в древнем синодике Ниловой пустыни 1638 года упоминается их только три: Евпраксия Волговская (из погоста Волга), Фотиния из Трестина и Марина Безногая; но конечно это не всё общество (упомянуты только вкладчицы на поминовение. Потом общество стало разрастаться. В 1673 году число их возросло до 30. Главными из них были Екатерина, Марина и Параскева. Этим благочестивым старицам и пришла в 1673 году первая мысль об основании в Осташкове монастыря. Жители Осташкова, услышав об этом намерении, тотчас изъявили готовность помогать старицам в их важном и святом деле. Местом для устройства монастыря было определено на Старом Струговище. У стариц давно уже была своя икона Божьей матери Знамение, к ней они имели великую веру, и общим соглашением они решили поручить будущий монастырь и его церковь своей небесной покровительнице.
4 мая 1673 года старицы обратились с прошением к царю Алексею Михайловичу, чтобы он дозволил им устроить на помянутом месте девичий монастырь и в нём церковь во имя Знамения Божьей матери с пределом святого пророка Ильи. В грамоте от 12 июня того же года на имя Осташковского воеводы Ивана Ивановича Евреева государь предписал объявить старицам разрешение на строительства монастыря. Вместе с этой грамотой старицы имели утешение получить и благословенную святительскую грамоту на построение церкви в монастыре. 25 сентября 1673 года И.И. Евреев отвёл старицам под строение монастыря ту самую землю, которую они просили. Игуменьей монастыря была выбрана Евпраксия Волговская, которая на тот момент жила на погосте Рогожа, в бывшем Рогожском женском монастыре, называемым Пелагеиной Пустынью. 22 марта 1674 года она получила благословение и произведена в сан игуменьи. Евпраксия со всем усердием и ревностью тотчас занялась постройкой Знаменской церкви и самого монастыря.
После постройки монастыря и церкви, состояние его в первые годы было очень бедное; монастырь не имел ни земель, ни угодий, ни руги. Всё это время монастырь существовал на средства жителей Осташкова. А затем стали изливаться на него и царские милости (с 1678 года давалось в Знаменский монастырь, по указам Дворцового Приказа, игуменье и старицам некоторое определённое количество хлебной руги, церковных потреб и столовых припасов). Царскому примеру последовали и патриархи: патриарх Иоаким в 1683 году, по прошению игуменьи Евпраксии, пожаловал монастырю в вечное владение под огород пол десятины свободной земли между монастырём и начинавшейся недалеко от него межою земель Пафнутьева Боровского монастыря; для сенных покосов на прокормление 10 коров пожалован остров Ивановский, находящийся в Котицком плёсе. В 1700 году патриарх Адриан пожаловал монастырю в безоброчное пользование на 10 лет, вместо милостыни, остров Перетерье в Сосницком плёсе, который с 1714 года был отдан монастырю в пользование из оброка по 10 копеек с деньгою за каждый год. Архимандрит Московского Чудова монастыря Евфимий в 1687 году пожертвовал в монастырь колокол в 10 пудов с отлитой надписью: «сей колокол дал вкладу в девичь монастырь, что под Осташковым, зовомый Вознесенский и Знаменский, Чудова монастыря архимандрит Евфимий, по прошению игуменьи монастыря 7195 г. генваря в 20 день». Позже в 1691 году он же, уже в сане митрополита Сарского и Подонского пожертвовал 12 печатных книг.
При таких с разных сторон благотворениях, монастырь время от времени получал лучшее устройство и благолепие. В 1686 году 5 марта, в замен прежней деревянной церкви, тесной и приходившей в ветхость, построена новая деревянная, более вместительная церковь во имя Вознесения Господня с пределом во имя Знамения Божьей Матери. В 1692 году был построен отдельный тёплый храм во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи для служения в зимнее время.
С наступлением XVIII столетия, течение жизни монастыря несколько затруднилось. Правительство, по случаю войны со Швецией, уменьшило выдачу монастырям руги. Но уже в 1727-1730 годах всё наладилось. В 1730 году в душе игуменьи Евфимии родилась мысль начать в монастыре строительство каменной церкви вместо прежней деревянной. И в 1734 году храм был отстроен и освящён. На строительство пределов церкви самым главным пособием было пожаловано 1 сентября 1734 года Императрицей Анной Ивановной сумма 300 рублей.
В 1748 году над западным входом в церковь построена новая каменная колокольня; в 1760 году на средства осташковского уроженца, Санкт-Петербургского купца обер-директора коллежского асессора Саввы Яковлевича Яковлева (Собакина), вокруг монастыря построена каменная ограда с четырьмя башнями по углам и тремя воротами, ведущими в монастырь.
Савва Яковлевич Яковлев
Новопостроенная церковь была одноглавая, покрыта как и её пределы тёсом, полы были деревянные. Колокольня была с шатровым верхом; колоколов на ней было шесть. Около церкви и пределов были устроены в четырёх местах паперти. При приделах были ризничные и казённые палатки, хлебная и келарная. Ограда имела протяжение 283 сажени (603,8 м.); восточные в ней ворота были крыты железом, глава на них и крест были опаяны жестью. Около монастыря была каменная гостиная.
13 января 1764 года Знаменский монастырь включён в число штатных девичьих монастырей третьего класса под № 14. Монашествующих положено быть в нём с игуменью 17 человек. Жалованье было назначено монастырю, как и другим 3 класса, 375 рублей 60 копеек в год. Также во владении монастыря оставлены острова Ивановский и Перетерье.
Западные ворота
Вследствии Высочайше утверждённых в 1764 году монастырям штатов, Рогожский женский монастырь или Пелагеина пустынь, упразднён; церковь его обращена в приходскую. Последняя настоятельница его, игуменья Александра, казначея Матрона и монахини Марфа и Феодора переведены в Знаменский монастырь (сверх штата). По прошению игуменьи Олимпиады и по указу Тверской Духовной Консистории в 1768 году из упразднённой Пелагейной пустыни в Знаменский монастырь были переданы железные колокольные боевые часы, священнослужебные серебряные вызолоченные сосуды, пожертвованные Саввой Яковлевым, трое риз. Упомянутые часы сначала ходили, потом от времени испортились и оставлены без употребления.
С 1780 года церковь стала пятиглавой, ограда покрыта новым тёсом; в 1784 году у восточного берега озера Селигер были сделаны новые деревянные обрубы для предохранения берега от размытия волнами озера. В 1795 году в пределах обновлены иконостасы, настелены новые деревянные полы и увеличены для прибавления освещения окна. В 1796 году в главном храме поселян новый чугунный пол вместо прежнего деревянного, пределы покрыты вместо тёса железом.
Совершенно отдельно в 1783-1793 годах в монастыре над восточными воротами на средства Настасьи Никитишны Глебовой-Стрешнёвой (вдова тайного советника и камергера Василия Ивановича Стрешнёва) построена небольшая каменная церковь во имя Тихвинской Божьей матери.
Церковь во имя Тихвинской Божьей матери.
Постройку церкви завершила её сестра Мария Никитишна Миклашевская, т.к. сестра Настасья в 1792 году умерла.
Во всё это время, спокойствие обители нарушено было только один раз. 26 декабря 1766 года в праздник собора Богородицы, во время утрени в тёплой придельной церкви, крестьянин слободки Трестянки Адриан Ульянов Кошелев имел дерзость снять и похитить с образа Знамения Божьей Матери убрус, шитый жемчугом вместе с венцом, украшенным драгоценными камнями (алмазами, янтарём и изумрудами, стоившим по старинным расценкам 1500 рублей, и скрылся. Но все драгоценности скоро были отысканы, за исключением небольшого количества жемчуга.
В 1799 году в добавок к прежним своим владениям по указу Казённой Палаты монастырь получил Николаевскую пустошь, что при реке Тихмень Горышинской волости, водную мукомольную мельницу на реке Песочне, при впадении её в Волгу; близ посада Селижарова на реке Волга при деревне Починок и в озере Волосце разрешён лов рыбы.
В 1803 году в главном храме в замен прежнего, устроен новый резной иконостас, покрытый червонным золотом. Подрядчиком на резную работу был осташковский купец Андрей Шолохов, а на позолоту тоже осташковский купец Терентий Глазухин.
В 1844 году по благоволению Императора Николая Павловича из казенных земель монастырь получил Петропавловскую пустошь площадью 63,4 Га.
В 1848 году монастырь приобрёл в своё распоряжение дом с землёй, пожертвованный ему Надеждой Егоровной Игнатьевой (переулок Панфилова д.1), который она купила в 1841 году у осташковской мещанки Пелагеи Зетюковой.
При игуменьи Марии в 1840 году в монастыре построен каменный одноэтажный корпус с деревянным мезонином для общей трапезы; 1843 построен такой же корпус для амбара и погреба. В 1844 году открыт приют для бедных девиц духовного звания.
Игуменья Мария
Большой колокол с 1830 года был уже весом 120 пудов вместо прежнего в 103 пуда. 22 декабря 1829 года прежний колокол дал трещину и в состав нового колокола вошла вся медь прежнего и часть прикупленной меди. Колокол переливал на своём заводе осташковский колокольный мастер Александр Проскуряков.
Осташковское городское общество в октябре 1860 года предложило в распоряжение монастыря участок, прилегавший к нему с северной стороны пустопорожней земли на полуквартал. После этого настоятельница монастыря с сёстрами стали просить у преосвященного разрешения перенести северную часть ограды на вновь назначенную северную линию новоотведенного монастырю участка. Преосвященный разрешил и упомянутая часть ограды с помощью доброхотных дателей, в 1862 году была перенесена, и на новом северо-западном углу ограды к прежним четырём, была выстроена новая пятая каменная башня. В 1854-1866 годах монастырь приобрёл на устройство огородов участки земли в кварталах 51 и 97 по генеральному плану города.
8 июня 1868 года в Осташкове в 15:00 час. случился страшный пожар, который уничтожил около 200 жилых зданий. В 18:00 пожар настигает девичий монастырь и подвергает его опустошению. В 20:00 уже пылали иконостасы внутри храмов.
Настоятельницу с сёстрами на время приютила в общественном доме благотворительных заведений Прасковья Ивановна Савина, пообещав своё содействие по восстановлению монастыря. Преосвященным дано было разрешение на восстановление монастыря под надзором исполняющего должность архитектора, осташковского мещанина Николая Бабина.
Проект фасада
Восстановление монастыря началось уже в августе 1868 года. 3 июня 1873 года монастырь был восстановлен и стал таким же, как и прежде. В 1887 году настоятельницей монастыря Ольгой начата перестройка монастыря по новому плану. Она давно замечала все неудобства и повреждения и думала, как бы поправить дело, но не знала как.
игуменья Ольга
Осташковский техник Демидов объяснил ей, что исправить все неудобства можно только перестройкой церкви, что перестройка не потребует больших расходов и вызвался помочь ей в этом деле. Демидов, по предложению игуменьи, составил проект, сделал чертёж будущей церкви с колокольней и смету расходов на перестройку в сумме 13000 рублей. 12 февраля 1887 года было дано разрешение на перестройку церкви, но чтобы перестройка производилась под наблюдением ответственного лица, чтобы входные двери открывались наружу и чтобы соблюдались другие правила, обуславливающие прочность перестройки, которые пропечатаны в № 16 Тверских Епархиальных Ведомостях 1881 года.
Внутренний вид тёплого предела с входной аркой в главный храм
Ответственным лицом был назначен Демидов. По окончании пасхальной недели, 13 апреля 1887 года в Фомин понедельник началась работа по реконструкции церкви. За время работ сменилась настоятельница и среди её неусыпных забот постигает тяжёлое испытание: наблюдавший за работами техник Демидов, 13 марта 1888 года умирает, и всё бремя тяжких трудов обрушивается на неё. Демидова заменил архитектор Кузьмин. Внутренней отделкой стен и сводов церкви занимался Иван Николаевич Суравков.
Суравков Иван Николаевич
Помимо отделки стен и сводов, производилась настилка полов чугунной плитой, заказанной на Петербургском заводе мастера Рудольфа Озаменчи. Устраивались на места иконостасы и киоты, производилась кладка печей. Железные решётки установлены по рисунку Демидова осташковским мастером Кочурским. Двери изготовлены также по рисунку Демидова осташковским столяром Ивановым.
И вот работы по перестройке церкви в январе 1890 года окончились, и 2 февраля совершено освещение правого предела церкви. А 25 мая этого же года освящён и левый предел.
Правый предел тёплой церкви
Просмотры(779)