Историческая справка Введенской церкви д.Кравотынь Осташковского района
2018 г
Иконостас Введенского алтаря. Начало XXI в.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
У крестьян в Кравотыни исстари была церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. По свидетельству церковного историка протоиерея Владимира Петровича Успенского, в XVIII веке в селе было два деревянных храма. В 1791–1792 годах вместо них построили одну обширную каменную пятиглавую церковь, поставили новые иконы в иконостасах. Окончательная отделка храма затянулась до 1802 года, но и после этого отдельно стоящая колокольня и кровля еще долгое время оставались деревянными. Древние иконы из деревянных храмов Кравотыни перенесли в часовню села Зальцо. При входе в часовню, с левой стороны, установили икону «Преподобного Пафнутия Боровского», на правой стене – иконы «Спаса Вседержителя», поясной образ «Преподобного Пафнутия Боровского», «Святых мучеников Флора и Лавра» с «замазанными» внизу иконы конями. На Руси этих христианских мучеников считали покровителями лошадей; крестьяне особо почитали этих святых. Часовня и иконы не дошли до нашего времени. Церковь в Кравотыни посвящена одному из главный двунадесятых праздников годового круга – «Введению во храм Пресвятой Богородицы».
Введенский храм состоит из летней и зимней церквей. Летняя церковь – высокий световой четверик, завершенный пятью главами. К ней с запада примыкает невысокий зимний храм, с тремя полукруглыми апсидами на востоке. Перед зимним храмом стоит колокольня, в которой находится вход в церковь. Летняя церковь освящена в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Зимняя – имеет три престола: в честь пророка Илии, святителя Николая и преподобного Пафнутия Боровского.
В левой cеверной части зимнего храма престол освящен в честь ветхозаветного пророка Илии.
Правый южный престол храма посвящен прославленному русскому святому преподобному Пафнутию Боровскому – единственный престол на Селигерской земле во имя этого святого. Объяснение тому простое: больше века Кравотынская волость принадлежала Пафнутьево-Боровскому монастырю, будучи передана ему боярином Борисом Михайловичем Лыковым-Оболенским. Устроители нового храма в конце XVIII века хотели сохранить память о тех временах, показать, что связь с монастырем не прервалась и после екатерининской реформы 1764 года.
Кравотынский Введенский храм, построенный в конце XVIII столетия, отличается по своему архитектурному решению от других, современных ему, архаичностью композиции и убранства. В этом ярко проявилась любовь крестьянских зодчих к древнерусским храмам XVII столетия, к их «дивному узорочью», нарядности, изысканности. Введенский храм возведен на невысоком фундаменте из камней-валунов. Под зданием находится подклет, где устроены амосовские печи, их тепло проходит внутри стен и столпов зимнего храма. Образцом для деревенской церкви послужили красивые и величественные соборы Осташкова – Троицкий (1685–1697 гг.) и Воскресенский (1677– 1689 гг.), ориентиром для создания которых стало первое каменное сооружение земли Селигерской – собор Богоявления в Ниловой пустыни. Основа композиции Введенского храма – высокий бесстолпный четверик, внутри перекрытый сомкнутым сводом (летний храм). С востока к четверику примыкает полукруглая апсида, где находится алтарь; с запада – зимний храм, построенный по типу древних двухстолпных палат с одним приделом с северной стороны во имя пророка Илии и с двумя приделами с южной – во имя святителя Николая и преподобного Пафнутия Боровского. Эти приделы с восточной стороны имеют небольшие закругленные апсиды. В апсидах располагаются алтари.
Стены завершены профилированным карнизом. У четверика ниже карниза проходит своеобразный фриз с лопатками и кругами, в которых изображены святые. Подобное архитектурное убранство характерно для стиля барокко XVIII столетия.
На апсиде четверика есть небольшие ложные окна с изображением святителя Николая и святого пророка Илии. Эти окна украшены наличниками из фигурного кирпича. Колонки, обрамляющие окна, с перехватами и «дыньками». Наличники завершены узорчатыми кокошниками. Это формы, характерные для древнерусской архитектуры XVII столетия. Кровля Введенского храма металлическая. Четверик завершен пятью невысокими стройными барабанами, в основании которых – узорчатые кокошники из фигурного кирпича. Барабаны украшает аркатурно-колончатый пояс, он подобен «каменным бусам». И кокошники, и аркатурно-колончатый пояс барабанов – это детали архитектурного убранства древнерусских храмов, а не архитектуры барокко XVIII века. На барабанах установлены
луковичные главки. Венчают храм позолоченные металлические равноконечные процветшие кресты с полумесяцем внизу. Небольшие позолоченные главки установлены и на приделах храма с северной и южной сторон.
Колокольня, стоящая рядом с храмом, построена немного позднее – в 20-е годы XIX столетия. В основании ее четверик, над которым поднимается высокий круглый ярус звона, украшенный полуколоннами, а еще выше круглый ярус – резонатор, увенчанный высоким тонким шпилем и маленькой главкой и крестом.
Введенская церковь в Кравотыни – замечательное творение местных зодчих, которые смогли точно и гармонично увязать излюбленный мотив «дивного узорочья» архитектуры XVII века с новыми формами стиля барокко XVIII столетия. Такое смешение стилей – это не неумение строивших выполнить здание в одном стиле: здесь явно поиск зодчим собственного пути в архитектуре. Барокко с его изящными формами сменило «узорочье» XVII века и пришлось по душе деревенским мастерам. Здесь же мы видим тот редкий пример, когда прежняя декорация еще не забыта, а новая вполне естественно уживалась с ней. Такова архитектура Введенского храма.
До 1960-х годов, до времени нового гонения на Русскую Православную Церковь в период правления Н.С.Хрущева, в Кравотынской церкви сохранялись росписи, многие иконы и даже книги. Здесь находился и редкий по красоте деревянный резной с позолотой иконостас. В центре его были уникальные резные Царские врата с композицией «Благовещение». Искусствоведы справедливо утверждают, что этот иконостас был лучшим не только в Селигерских землях, но и во всех областях Северного Поволжья – от Твери до Ярославля. Иконостас установили сразу после завершения строительства храма, позднее он не менялся.
В 1960-е годы фрагменты центрального иконостаса Кравотынского храма, включая Царские врата, были вывезены в Осташковский краеведческий музей, по ним мы можем судить о художественном и стилистическом решении иконостаса.
Он был закрыт в 1930-е годы, обречен на разрушение и разорение: кресты сбиты, кровля протекала, окна выбиты, во многих местах разрушена кирпичная кладка стен, разобраны полы, уничтожены настенные росписи, иконы, иконостасы. В 1970-е годы Введенский храм получил статус памятника архитектуры. Мастерами осташковского реставрационного участка были проведены работы по консервации храма: заложены окна, двери и т.п., что должно было предотвратить проникновение случайных людей в здание. Но варварское разрушение Введенской церкви продолжалось. 1988 год, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, по праву называют ее вторым Крещением. Пробуждалось самосознание народа, началось возрождение православных святынь Отечества. В 2001 году Введенский храм в селе Кравотынь был передан верующим. Все местные жители помогали его восстанавливать, расчищали от мусора, выполняли самые различные работы. Храм приведен в порядок: реставрированы фасады, установлены главы и позолочены кресты, в зимней церкви устроены красивые резные иконостасы. Богослужение в нем началось 17 мая 2001 года, первая литургия состоялась 2 августа того же года.
Просмотры(509)